35_ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ НАСТАВНИЧЕСТВА (pdf.io)

1) принцип научности - предполагает применение научно-обоснованных методик и технологий в
сфере наставничества педагогических работников;
2) принцип системности и стратегической целостности - предполагает разработку и реализацию
практик наставничества с максимальным охватом всех необходимых компонентов системы
образования на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной
организации;
3) принцип легитимности подразумевает соответствие деятельности по реализации программы
наставничества законодательству Российской Федерации, региональной нормативно-правовой
базе;
4) принцип обеспечения суверенных прав личности предполагает приоритет интересов личности и
личностного развития педагога в процессе его профессионального и социального развития,
честность и открытость взаимоотношений, уважение к личности наставляемого и наставника;
5) принцип добровольности, свободы выбора, учета многофакторности в определении и
совместной деятельности наставника и наставляемого;
6) принцип аксиологичности подразумевает формирование у наставляемого и наставника
ценностных отношений к профессиональной деятельности, уважения к личности, государству и
окружающей среде, общечеловеческим ценностям;
7) принцип личной ответственности предполагает ответственное поведение всех субъектов
наставнической деятельности – куратора, наставника, наставляемого и пр. к внедрению практик
наставничества, его результатам, выбору коммуникативных стратегий и механизмов
наставничества;
8) принцип индивидуализации и персонализации наставничества направлен на сохранение
индивидуальных приоритетов в создании для наставляемого индивидуальной траектории
развития;
9) принцип равенства признает, что наставничество реализуется людьми, имеющими равный
социальный статус педагога с соответствующей системой прав, обязанностей, ответственности,
независимо от ролевой позиции в системе наставничества.
1.4. Участие в системе наставничества не должно наносить ущерба образовательному
процессу образовательной организации. Решение об освобождении наставника и наставляемого от
выполнения должностных обязанностей для участия в мероприятиях плана реализации
персонализированной программы наставничества принимает руководитель образовательной
организации в исключительных случаях при условии обеспечения непрерывности
образовательного процесса в образовательной организации и замены их отсутствия.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ СИСТЕМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА
2.1. Цель системы наставничества педагогических работников в образовательной
организации – реализация комплекса мер по созданию эффективной среды наставничества в
образовательной организации, способствующей непрерывному профессиональному росту и
самоопределению, личностному и социальному развитию педагогических работников,
самореализации и закреплению молодых/начинающих специалистов в педагогической профессии.
2.2. Задачи системы наставничества педагогических работников:
- содействовать созданию в образовательной организации психологически комфортной
образовательной
среды
наставничества,
способствующей
раскрытию
личностного,
профессионального, творческого потенциала педагогов путем проектирования их индивидуальной
профессиональной траектории;
- оказывать помощь в освоении цифровой информационно-коммуникативной среды, эффективных
форматов непрерывного профессионального развития и методической поддержки педагогических

работников образовательной организации, региональных систем научно-методического
сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;
- содействовать участию в стратегических партнерских отношениях, развитию горизонтальных
связей в сфере наставничества на школьном и внешкольном уровнях;
- способствовать развитию профессиональных компетенций педагогов в условиях цифровой
образовательной среды, востребованности использования современных информационнокоммуникативных и педагогических технологий путем внедрения разнообразных, в том числе
реверсивных, сетевых и дистанционных форм наставничества;
- содействовать увеличению числа закрепившихся в профессии педагогических кадров, в том
числе молодых/начинающих/долго отсутствующих в профессии педагогов;
- оказывать помощь в профессиональной и должностной адаптации педагога, в отношении
которого осуществляется наставничество, к условиям осуществления педагогической
деятельности конкретной образовательной организации, ознакомление с традициями и укладом
школьной жизни, а также в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при
выполнении должностных обязанностей;
- обеспечивать формирование и развитие профессиональных знаний и навыков педагога, в
отношении которого осуществляется наставничество;
- ускорять процесс профессионального становления и развития педагога, в отношении которых
осуществляется наставничество, развитие их способности самостоятельно, качественно и
ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности в соответствии с замещаемой
должностью;
- содействовать в выработке навыков профессионального поведения педагогов, в отношении
которых осуществляется наставничество, соответствующего профессионально-этическим
принципам, а также требованиям, установленным законодательством;
- знакомить педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, с эффективными
формами и методами индивидуальной работы и работы в коллективе, направленными на развитие
их способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них должностные
обязанности, повышать свой профессиональный уровень.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ НАСТАВНИЧЕСВА
3.1. Наставничество организуется на основании приказа руководителя образовательной
организации «Об утверждении положения о системе наставничества педагогических работников в
образовательной организации».
3.2. Педагогический работник назначается наставником с его письменного согласия
приказом руководителя образовательной организации.
3.3. Руководитель образовательной организации:
- осуществляет общее руководство и координацию внедрения (применения) системы (целевой
модели) наставничества педагогических работников в образовательной организации;
- издает локальные акты образовательной организации о внедрении (применении) системы
(целевой модели) наставничества и организации наставничества педагогических работников в
образовательной организации;
- утверждает куратора реализации программ наставничества, способствует отбору наставников и
наставляемых, а также утверждает их;
- утверждает Дорожную карту (план мероприятий) по реализации Положения о системе
наставничества педагогических работников в образовательной организации;
- издает приказ(ы) о закреплении наставнических пар/групп с письменного согласия их
участников на возложение на них дополнительных обязанностей, связанных с наставнической
деятельностью; - способствует созданию сетевого взаимодействия в сфере наставничества,

осуществляет контакты с различными учреждениями и организациями по проблемам
наставничества (заключение договоров о сотрудничестве, о социальном партнерстве, проведение
координационных совещаний, участие в конференциях, форумах, вебинарах, семинарах по
проблемам наставничества и т.п.);
- способствует организации условий для непрерывного повышения профессионального мастерства
педагогических работников, аккумулирования и распространения лучших практик наставничества
педагогических работников.
3.4. Куратор реализации программ наставничества:
- назначается руководителем образовательной организации из числа заместителей руководителя; своевременно (не менее одного раза в год) актуализирует информацию о наличии в
образовательной организации педагогов, которых необходимо включить в наставническую
деятельность в качестве наставляемых;
3.4.1.Выпускниками непедагогических профессиональных образовательных
учреждений, завершившими очное, заочное или вечернее обучение и не имеющими
трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях;
3.4.2.Педагогами, переведенными на другую должность для расширения
профессиональных знаний и овладения новыми практическими навыками;
3.4.3.Педагогами, имеющими перерыв в трудовой деятельности (выход из
декретного отпуска, переход на другую должность);
3.4.4.Педагогами, пришедшими из другого образовательного учреждения для
успешной адаптации к новым условиям труда.
3.5. Замена наставника производится на основании приказа заведующего в случаях:
3.5.1.Увольнение наставника;
3.5.2.Перевода на другую работу подшефного или наставника;
3.5.3.Привлечение наставника к дисциплинарной ответственности;
3.5.4.Психологичческой несовместимости наставника и подшефного.
3.6. Контроль деятельности наставников осуществляет старший воспитатель.
3.7.Показателем эффективности работы наставника является выполнение
поставленных перед молодым воспитателем в период наставничества задач.
3.8. Для мотивации к работе наставнику могут устанавливаться стимулирующие
выплаты по итогам работы за год.
3.9.За успешную многолетнюю работу наставник может быть представлен
руководителем ДОУ к награждению.
4. ОБЯЗАННОСТИ НАСТАВНИКА
Наставник обязан:
4.1.Знать требования законодательства, ведомственных нормативных актов,
определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности.
4.2.Оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении
избранной профессией, практическими приемами и способами проведения занятий,
выявлять и совместно устранять допущенные ошибки.
4.3. Осуществлять включение молодого/начинающего специалиста в общественную жизнь
коллектива, содействовать расширению общекультурного и профессионального кругозора, в т.ч. и
на личном примере, привлекать к участию в общественной жизни коллектива;
4.4.Создавать условия для созидания и научного поиска, творчества в педагогическом
процессе через привлечение к инновационной деятельности;
4.5.Содействовать укреплению и повышению уровня престижности преподавательской
деятельности, организуя участие в мероприятиях для молодых/начинающих педагогов различных
уровней (профессиональные конкурсы, конференции, форумы и др.);

4.6. Участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической деятельностью
наставляемого, вносить предложения о его поощрении или применении мер дисциплинарного
воздействия;
4.7. Рекомендовать участие наставляемого в профессиональных региональных и
федеральных конкурсах, оказывать всестороннюю поддержку и методическое сопровождение.
5. ПРАВА НАСТАВНИКА
Наставник имеет право:
5.1. Привлекать для оказания помощи наставляемому других педагогических работников
образовательной организации с их согласия;
5.2 Знакомиться в установленном порядке с материалами личного дела наставляемого или
получать другую информацию о лице, в отношении которого осуществляется наставничество;
5.3.Обращаться с заявлением к куратору и руководителю образовательной организации с
просьбой о сложении с него обязанностей наставника;
5.4. Осуществлять мониторинг деятельности наставляемого в форме личной проверки
выполнения заданий.
6.ОБЯЗАННОСТИ НАСТАВЛЯЕМОГО
6.1.Кандидатура молодого специалиста для закрепления наставника рассматривается на
заседании Совета педагогов и утверждается приказом заведующего.
6.2. В период наставничества молодой специалист обязан:
6.2.1. Изучать Закон РФ «Об образовании», нормативные акты, определяющие его
служебную деятельность, специфику ДОУ и функциональные обязанности по занимаемой
должности;
6.2.2.Выполнять план профессионального роста в назначенные сроки;
6.2.3.Активно участвовать в конкурсах профессионального мастерства, в том числе для
молодых педагогов;
6.2.4.Постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать
практическими навыками по занимаемой должности;
6.2.5.Учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить
свои взаимоотношения с ним;
6.2.6. Совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
6.2.7. Отчитываться о проделанной работе по самообразованию в рамках итоговых
заседаний.
7. ПРАВА НАСТАВЛЯЕМОГО
Молодой специалист имеет право:
7.1.Выносить на рассмотрение администрации ДОУ предложения по совершенствованию
работы, связанной с наставничеством.
7.2. Повышать квалификацию удобным для себя способом.
7.3.Защищать профессиональную честь и достоинство.
7.4.Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы,
давать по ним объяснения.
8. КОНТРОЛЬ РАБОТЫ НАСТАВНИКА
8.1. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на
заместителя заведующего по УВР.
8.2. заместитель заведующего по УВР обязан:
8.2.1. Создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с
закрепленным за ним наставником;

8.2.2.Организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной
воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и
практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами;
8.2.3.Изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации
наставничества в ДОУ.
8.3.Непосредственную ответственность за работу наставников с молодыми
специалистами несет заведующий.
8.4.Заведующий обязан:
8.4.1.Рассмотреть индивидуальный план работы;
8.4.2.Провести инструктаж наставников и молодых специалистов; 8.4.3.Обеспечивать
возможность осуществления наставником своих обязанностей в
соответствии с настоящим Положением;
8.4.4.Осуществлять систематический контроль работы наставника.
9.ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ НАСТАВНИЧЕСТВО К
документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
9.1.Настоящее Положение;
9.2.Приказ заведующего ДОУ об организации наставничества;
9.3.Планы работ;
9.4.Методические рекомендации и обзоры по передовому опыту проведения работы;
По окончании срока наставничества молодой специалист, воспитатель, в течение 10 дней
должен сдать заместителю заведующего по УВР следующие документы:
9.6.Отчет молодого специалиста, воспитателя о проделанной работе (дневник);
9.7.План профессионального становления с оценкой наставника проделанной работы
и отзывом с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста, воспитателя.
10. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
10.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения руководителем
образовательной организации и действует бессрочно.
10.2. В настоящее Положение могут быть внесены изменения и дополнения в соответствии
с вновь принятыми законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации и
вновь принятыми локальными нормативными актами образовательной организации.

№

Дорожная карта (план мероприятий)
по реализации Положения о системе наставничества педагогических
работников в МАДОУ № 35 «Юбилейный»
Содержание деятельности
Наименован
ие этапа

1.

Подготовка условий
для реализации
системы
наставничества

Подготовка и принятие локальных нормативных
правовых актов образовательной организации:
– приказ «Об утверждении положения о
системе наставничества педагогических
работников в МАДОУ № 35 «Юбилейный»
- Положение о системе наставничества
педагогических работников в в МАДОУ № 35
«Юбилейный»
– Дорожная карта (план мероприятий) по
реализации Положения о системе
наставничества педагогических работников в в
МАДОУ № 35 «Юбилейный»

2.

Формирование
банка наставляемых

1) Сбор информации о профессиональных запросах
педагогов.
2) Формирование банка данных наставляемых,
обеспечение согласий на сбор и обработку
персональных данных.

3.

Формирован
ие банка
наставников

1) Проведение анкетирования среди потенциальных
наставников в образовательной организации, желающих
принять участие в персонализированных программах
наставничества.
2) Формирование банка данных наставников,
обеспечение согласий на сбор и обработку
персональных данных.

4.

Отбор и обучение

1) Анализ банка наставников и выбор подходящих для
конкретной персонализированной программы
наставничества педагога.
2) Обучение наставников для работы с
наставляемыми:
- подготовка методических материалов для
сопровождения наставнической деятельности;
- проведение консультаций, организация обмена опытом
среди наставников – «установочные сессии» наставников.

5.

Организация и
осуществление
работы
наставнических пар

1) Формирование наставнических пар.
2) Разработка персонализированных программ
наставничества для каждой пары.

6.

Завершение
персонализированн
ых программ
наставничества

1) Проведение мониторинга качества реализации
персонализированных
программ
наставничества
(анкетирование);
2) Проведение конференции или семинара.
3) Проведение итогового мероприятия (круглого стола)
по выявлению лучших практик наставничества;
пополнение методической копилки педагогических
практик наставничества.

7.

Информационная
поддержка
системы
наставничества

Освещение
мероприятий
Дорожной
карты
осуществляется на всех этапах на
сайте
образовательной организации и социальных сетях.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №35 «Юбилейный»
624016, ул. Ленина,35, д. Большое Седельниково, Сысертский район,
Свердловская область
тел. 89222956275
ИНН 6652014960/КПП 668501001
ОКПО 31386938 ОКВЭД 85.11 ОГРН 1026602175203

ПРИКАЗ
01.04.2022

№ 25- О


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».