Что делать, если ваш ребенок ведет себя агрессивно?

01.01.2017

АГРЕССИВНЫЙ РЕБЕНОК

Признаки агрессивности:

· по темпераменту ребенок: вспыльчив, непокорен,непредсказуем.

· по характеру: самоуверен, недостаточновнимателенкчувствамокружающих, дерзок, проявляет негативизм.

Причины:

1. Нарушения эмоционально-волевой сферы:

· неумениеребенкауправлять своим поведением;

· недостаточное усвоение ребенком общественных норм по ведения,общения.

2. Неблагополучная семейная обстановка:

· отчуждение,постоянные ссоры, стрессы;

· нет единстватребований к ребенку;

· ребенку предъявляютсяслишком суровые или слабыетребования;

· физические(особенно жестокие) наказания;

· асоциальноеповедение родителей;

· плохиежилищно-бытовые условия, материальные затруднения;

3. Трудности обучения.

4. Психологическийклимат в дошкольном учреждении.

Советы

1. Упорядочьте системутребований, следите за своимипоступками, показывая ребенкуличный (положительный) пример.

2. Поддерживайтедисциплину, выполняйте установленныеправила.

3. Собственнымпримером приучайте ребенка к самоконтролю.

4. Давайте понятьребенку, что вы его любите таким, какойон есть.

5. Направьте егоэнергию в положительное русло, напримерв спорт, где ребенокможет научиться контролировать эмоции,управлять своимповедением, атакже рисование,пение.

6. Игнорируйтелегкиепроявления агрессивности, не фиксируйтенаних вниманиеокружающих.

7. Включайте ребенкав совместную деятельность,подчеркивайтеегозначимость в выполняемом деле.

8. На проявлениеагрессии устанавливайтежесткий запрет в том случае, когда агрессия, не являясь защитной реакцией, служит для ребенка своеобразным «развлечением».

9. Научите ребенкажалеть.Ондолжен понять,что своим поведением доставляет огорчение, причиняет страдание близким людям.

10. Никогдане заставляйтеребенка забывать, что он добрый.Например, скажите ему: «Зачемтытак делаешь,ведь ты хороший, добрый!»

11. Практикуйте эмоциональное поощрение за проявление доброты. В этом случаеребенокбыстро сумеет перерасти «естественную возрастную агрессивность» и научится быть гуманным и добрым.

12. Еслиуребенка имеется потребность выплеснуть агрессивные эмоции, ему предоставляется такая возможность в игре. Можно предложить ему следующее:

· подраться с подушкой;

· порвать бумагу;

· используя «стаканчик для криков», выплеснуть свои отрицательные эмоции;

· поколотить стул надувным молотком;

· громкоспетьлюбимую песню;

· пробежать несколько круговпо группе;

· покидать мяч обстену;

· устроить соревнование «Ктогромчекрикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».

13. Еслиэтовозможно,сдерживайте агрессивные порывыребенканепосредственно перед их проявлением, остановитезанесеннуюдля удара руку, окрикните ребенка.

14. Учите ребенкавыражать свои негативные эмоции в социальноприемлемой форме.На первом этапе предложите ребенкупереносить свой гневс живого объекта на неживой (например:«Если ты хочешь ударить,бей лучше не меня, а стул»), а затемнаучите ребенкавыражать свои чувства, переживания в словеснойформе.

Помните, чтобороться с агрессивностью нужно терпением,объяснением, поощрением.

Несколькошагов по преодолениюагрессивногоповедения у ребенка
1-й шаг - стимуляциягуманных чувств:

·стимулируйте уагрессивных детей умение признаватьсобственные ошибки,переживание чувства неловкости,вины за агрессивное поведение;

·учите его не сваливатьсвою вину на других;

·развивайте у ребенкачувство эмпатии, сочувствия к другим:сверстникам, взрослыми живому миру.

Например:

«Миша, неужели тебене жалко других детей?»

«Если ты другихжалеть не будешь, то и тебя никто не по жалеет».

Спросите у ребенка,почему плачет обиженный малыш.

Предложите помиритьсяс обиженным ребенком («Мирись,мирись и больше недерись...»).

2-й шаг - ориентацияна эмоциональное состояниедругого:

Стремитесь обратить,привлечь внимание к состоянию другого,не выражаяоценочного отношения к случившемуся.

Например:

«Ты сейчасчувствуешь себя победителем?», «Кому сейчасплохо, как ты думаешь?»

Если агрессивный ребенок стал свидетелем того,какобидели Лену, то взрослый предлагает ему: «Давай пожалеем Лену!»

«Как ты думаешь, сейчас только тебе плохо или еще кому-то?», «Тебе сейчас грустно?», «Ты злишься?», «Ты чувствуешьусталостьинис кем не хочешь разговаривать?»

3-й шаг-осознаниеагрессивногоинеуверенного поведенияили состояния:

· помогите агрессивному ребёнку адекватно оцениватьэмоциональноесостояниеребёнка-жертвы, а не только собственное;Хочу такой сайт

· постарайтесь понятьхарактер агрессивности-защитный или более похожийнажестокость без сочувствия к обиженным;

· стимулируйтеосознаниеособенностейвспыльчивогои не уверенного поведениядетьми;

· стремитесь поставитьагрессивногоребёнка на место ребёнка-жертвы;

· чащеразговаривайтес агрессивным ребёнкомо палитре его собственных эмоциональных состояний;

· чаще спрашивайтеу негоовариантах выхода изконфликтной ситуации;

· объясняйте, какимидругими неагрессивными способамион может самоутвердиться;

· расскажите, чтотакое вспышка гнева,чтоозначает «контролировать» собственную агрессию, зачем это необходимоделать;

· спрашивайтеу ребенка, в каких случаях он чаще всего становится сердитым, теряет над собой контроль;

· объясните ребенку, зачем необходимо и что означает «контролировать» собственную агрессию.

Например:

«Ты стукнул Веру потому, что... а ещё почему?»

Взрослыйговорит: «Сейчас возьму листок и злую мордочкуизображу.Это волк! Дима, возьми резинку и злуюморду у волка сотри(или незлую изобрази!). Как ты думаешь, почему
у волка злаяморда?» (Эти вопросы можно адресовать и ребёнку-жертвепритеснения.)

«Как тыдумаешь, почему Игорь тебя обидел? А ещёпо чему?»

Стратегии коррекцииагрессивного поведения детей

Стратегия наотреагирование агрессивного поведения:

· помогите ребёнкувыражать негативные эмоциональныесостояния не гневом ивраждебностью, а другими эмоциямии поведением;

· учите выплёскиватьгнев в приемлемой форме;

· учите агрессивногоребёнка говорить словами о том,что ему нравится или ненравится;

· учите ребёнкавыражать агрессию словами, а не физическойагрессией;

· стремитесьиспользовать чувство юмора, объяснить ребёнку,склонному к агрессии:«Если кто-то на тебя лает, то ненадо лаять (реагировать) вответ».

Стратегия напереключение состояния:

· стимулируйте положительныеэмоции уребёнка с целью переключения с агрессивногосостояния наиное.

· Используйте новизну, необычность,неожиданность игровогои неигрового поведения, действийс предметами, чтобыпереключить ребёнка на неагрессивное поведение.

Стратегия напредупреждение агрессивных состояний:

· уребёнка: ненавешивайте ярлыки на агрессивного ребёнка:злой, забияка,драчун, вредина и более обидных;

· у взрослого: помните,что у вас есть много способов измененияповедения.

Игры дляагрессивных детей

«Воробьиные драки»(снятиефизической агрессии).

Дети выбирают пару ипревращаются в драчливых «воробьев»(приседают, обхвативколени руками). «Воробьи» бокомподпрыгивают друг к другу, толкаются.Ктоиздетей упадет илиуберет руки со своих колен, тотвыбывает из игры (лечат «крылышки»и «лапки» у доктораАйболита). «Драки» начинаютсяи заканчиваются по сигналувзрослого.

«Минута шалости»(психологическая разгрузка).

Ведущий по определённомусигналу (удар в бубен и т. п.)предлагает детям шалить: каждыйделает то, что ему хочется -прыгает, бегает, кувыркается ит. п. Повторный сигнал ведущегочерез 1-3 минуты завершаетдетские шалости.

«Добрые - злыекошки»(снятие общей агрессии).

Детям предлагается образоватьбольшой круг, в центре котороголежит обруч. Это«волшебный круг», в котором будутсовершаться «превращения».Ребенок заходит внутрь обруча и посигналу ведущего(хлопок в ладоши, звук колокольчика, звук свистка)превращаетсяв злющую-презлющую кошку: шипит ицарапается.Приэтомиз «волшебного круга» выходить нельзя.Дети,стоящие вокруг обруча, хором повторяют вслед за ведущим:«Сильнее,сильнее, сильнее...» Ребенок, изображающийкошку, делает все более«злые» движения. По повторномусигналу ведущего«превращения» заканчиваются, послечего в обруч входит другойребенок, и игра повторяется. Когдавсе дети побывали в «волшебномкруге», обруч убирается, детиразбиваются на парыиопятьпревращаются в злых кошекпо сигналу взрослого. (Есликому-то не хватило пары, то в игреможет участвоватьсам ведущий.) Категорическое правило:не дотрагиваться другдодруга!Если оно нарушается, играмгновенно останавливается,ведущий показывает пример возможных действий, после чего продолжает игру. По повторному сигналу «кошки» останавливаются и могут поменяться парами. На заключительном этапе игры ведущий предлагает «злым кошкам» стать добрыми и ласковыми. По сигналу водящего дети превращаются в добрых кошек, которые ласкаются друг к другу.

«Каратист»(снятие физической агрессии).

Дети образуют круг, в центре которого лежит обруч - «волшебный круг». В «волшебном круге» происходит «превращение» ребенка в каратиста (движения ногами). Дети, стоящие вокруг обруча, вместе с ведущим хором произносят: «Сильнее, сильнее, сильнее...» Этим они помогают игроку выплеснуть агрессивную энергию максимально интенсивными действиями.

«Боксер»(снятие физической агрессии).

Это вариантигры «Каратист», проводится он аналогично, нодействия вобруче можно производить только руками. Поощряются быстрые, сильные движения.

«Упрямыйкапризный ребенок»(преодоление упрямства, негативизма).

Дети, входящие в круг (обруч), по очереди изображают капризного ребенка. Все помогают словами: «Сильнее, сильнее,сильнее...» Затемдети разбиваются на пары «родитель и ребенок»:«ребенок»капризничает, «родитель» уговаривает его успокоиться. Каждый играющий должен побывать в роли капризногоребенкаи уговаривающего родителя.

«Упрямаяподушка»(снятие общей агрессии, негативизма,упрямства).

Взрослые подготавливают «волшебную, упрямую подушку»темной наволочке) и вводят ребенка в игру-сказку: «Волшебница-фея подарила нам подушку. Эта подушка не простая,аволшебная. Внутри ее живут детские упрямки. Это они заставляют капризничать и упрямиться. Давай прогоним упрямки».

Ребенок бьет кулаками в подушку изо всех сил, а взрослыйприговаривает:«Сильнее, сильнее, сильнее!» Когда движения ребенка становятся медленнее, игра постепенно останавливается. Взрослый предлагает послушать «упрямки» в подушке:«Все лиупрямки вылезли и что они делают?» Ребенок прикладывает ухокподушке и слушает. «Упрямки испугались и молчат вподушке»,- отвечает взрослый (этот прием успокаивает ребенкапослевозбуждения).

«Клоуныругаются»(снятие вербальной агрессии).

«Клоуны» показывали детям представление, веселилиих, а потомстали учить детей сердито ругаться, называядруг надруга «овощами и фруктами». Обращается внимание на адекватное, сердитое интонирование. Дети могут выбирать пары,менятьпартнеров, «ругаться» вместе или по очереди«ругать» всехдетей.

Взрослый руководит игрой, определённым сигналомобозначаетначало и конец игры, останавливает, если используютсядругиесловаилифизическая агрессия.

Затемигра продолжается, изменяя эмоциональныйнастройдетей: «Когда клоуны научили детей ругаться, родителям этонепонравилось». «Клоуны», продолжая игру, учат детейне только ругаться«овощами и фруктами», но и ласково называтьдругдруга разными «цветами». Интонирование должно бытьадекватным.Дети вновь разбиваются на пары и т. п. и ласковоназываютдруг друга различными «цветами».

«Жужа»(снятие общей коллективной агрессии).

Ведущий выбирает «Жужу», которая садится на стул (в домик), остальные дети начинают дразнить «Жужу», кривляясь перед ней:

Жужа, жужа, выходи,

Жужа, Жужа, догони!

«Жужа» смотрит из окошка своего домика, показывает кулаки, топает ногами от злости, а когда дети заходят за «волшебную черту», выбегает и ловит детей. Кого «Жужа» поймала, тот выбывает из игры (попадает в плен «Жужи»).

«Маленькое привидение»(обучение в приемлемой форме выплеснуть накопившийся гнев).

Ведущий. Будем играть в маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного по хулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение(взрослый приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены)и произносить страшным голосом звук «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только пошутить.

Взрослый хлопает в ладоши. В конце игры «привидения» превращаются в детей.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 22.11.2018

Дата обновления: 22.11.2018

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».